Святыни Республики Марий-Эл

[IMG]http://mari.eparhia.ru/www/pics/1.gif[/IMG]
История утверждения Православия на марийской земле неразрывно связана с чудесными явлениями и обретением чудотворных икон. В 1647 году явленный чудотворный образ Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами (икона Мироносицкая или Царевококшайская) положил начало основанию Мироносицкой пустыни в Царевококшайском уезде. Эта икона стала общерусской православной святыней, небесной покровительницей Марийского края. Святой образ притягивал к себе богомольцев из разных мест. Огромное стечение народа к чудотворному образу в Мироносицкую пустынь наблюдалось три раза в год: 1 (14) мая – в день явления иконы; на 3-ю неделю после Пасхи – неделю прославления жен-мироносиц и 23 июня (6 июля) – в день Владимирской иконы Божией Матери. В монастыре собиралось свыше 3 тысяч богомольцев и паломников из Казанской и Вятской губерний.

В селе Большие Шапы Арбанской волости Царевококшайского уезда около 1740 года крещеному марийцу Аникейке был явлен на березе Нерукотворный образ Спасителя, прославившийся исцелениями больных. На горной стороне края чудотворениями особенно прославилась Владимирская икона Божией Матери – храмовая икона Владимирской церкви из села Владимирского – список с чудотворной Владимирской иконы, принесенный служилыми людьми из Москвы в XVI веке.

В Козьмодемьянском Троицком женском монастыре своими чудотворениями славилась икона Божией Матери Скоропослушницы. Она была получена из Афонского Дохиарского монастыря в благословение вновь открываемой женской обители.Как сообщалось в «Известиях по Казанской епархии», бесчисленные чудеса были явлены от этого образа: слепым она даровала прозрение, хромым – хождение, расслабленных – утвердила. Икона находилась в Троицком соборе монастыря в богато украшенной резной сени.

В 1920-е годы марийская земля обрела еще один чудотворный образ – Смоленскую Седмиезерную икону Божией Матери Одигитрии.В XVII веке она принадлежала благочестивому иноку Евфимию, жившему в келье в 17 верстах от Казани на семи озерах. В дальнейшем здесь была основана Казанская Богородицкая Седмиозерная пустынь, где икона хранилась как одна из главных святынь края Казанского. Она прославилась многими исцелениями, особенно прекращением моровой язвы в городе Казани. Ежегодно икону крестным ходом приносили в Казань. После закрытия монастыря советскими властями верующие привезли в Петъялы один из чудотворных списков Седмиезерной иконы Божией Матери, находящийся там и поныне.

Очень частым явлением в Казанской губернии, куда входила большая часть территории Марийского края до 1917 года, стали хождения с чудотворными иконами – крестные ходы. Мироносицкая икона ежегодно приносилась в Царевококшайск, в ближайшие селения. В городе икону носили по храмам, совершали обход вокруг города, крестный ход на реку Кокшагу для водоосвящения. Прихожане принимали ее в свои дома, служили молебны.

С 1667 года казанский митрополит Иоасаф по желанию населения городов Чебоксар, Цивильска, Козьмодемьянска установил крестный ход с Мироносицкой иконой в эти города, где святыня оставалась до Великого поста, а потом возвращалась в свою обитель.

Чудотворная Владимирская икона Божией Матери из села Владимирское ежегодно приносилась в Козьмодемьянск, село Ахмылово (Коротни), приходскую деревню Рутка с 8 по 22 июня, а в приходы сел Арды, Отары, Юксары на второй неделе Великого поста. Крестный ход был официально установлен в 1719 году, но начался он еще с середины XVII века в связи с моровой язвой в Козьмодемьянске в 1654 году.

Хождение с чудотворной Смоленской Седмиезерной иконой Божией Матери совершалось по городам и селениям Казанской губернии с 29 июня по 10 июля ежегодно. Икону Божией Матери Скоропослушницы из Козьмодемьянского женского монастыря сначала крестным ходом носили по Козьмодемьянску, а затем по городам и селениям Казанской губернии весной и осенью. Икону Божией Матери «Страстная» из Троицкой приходской церкви Козьмодемьянска отправляли ежегодно крестным ходом в село Палец Нижегородской губернии. Крестный ход по Козьмодемьянскому уезду совершали также с иконой святого великомученика Пантелеймона из Михаило-Архангельского мужского черемисского монастыря.

В храмах и монастырях края имелось много местночтимых икон, привлекавших всеобщее внимание. В Воскресенском соборе Царевококшайска особо почитался образ Спасителя – икона в сребропозлащенной ризе, принесенная по преданию стрельцами из Москвы при основании города
— крепости на реке Кокшаге. Икону носили крестным ходом по дворам горожан, на реку Кокшагу для водоосвящения, по улицам города. В Троицкой церкви г. Царевококшайск богомольцев привлекало резное из дерева изображение Христа (сейчас находится в церкви Рождества Богородицы села Семеновка). В Вознесенском храме чтилось прихожанами резное на камне изображение Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. В селе Русском Кадаме в деревянной Сретенской церкви имелась найденная в поле икона с изображением великомученика Дмитрия Солунского, писанная на камне.

источник текста: http://mari.eparhia.ru/icons/

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.